ПОЛОЖЕНИЕ о комиссии по защите чести, достоинства и деловой репутациисудей Оренбургской области

1. Принципы и порядок образования комиссии

1.1. Комиссия по защите чести, достоинства и деловой репутации судей Оренбургской области (далее - комиссия) образована в целях формирования объективного общественного мнения о деятельности судов, судей и органов судейского сообщества, изучения правовых, политических и социально-экономических аспектов защиты интересов судей, обеспечения носителей судебной власти эффективными правовыми механизмами защиты их чести и достоинства.

1.2. В своей деятельности комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», «О статусе судей в Российской Федерации», «О мировых судьях в Российской Федерации», Постановлением Совета судей Российской Федерации «О практике работы по разрешению конфликтных ситуаций между судебными органами и средствами массовой информации, связанных с защитой чести и достоинства судей», а также настоящим Положением.

1.3. Количественный и персональный состав комиссии утверждается советом судей Оренбургской области. В состав комиссии включаются судьи Оренбургского областного суда, судьи Арбитражного суда Оренбургской области, судьи районных (городских) судов, имеющие стаж работы в качестве судьи не менее 5 лет, судьи гарнизонных военных судов, работники управления Судебного департамента в Оренбургской области. Комиссия может привлекать к работе экспертов и консультантов.

1.4. Комиссия избирается на срок полномочий совета судей Оренбургской области.

1.5. Председатель избирается советом судей Оренбургской области. Заместитель (заместители) председателя избирается комиссией.

1.6. Комиссия в своей деятельности подотчетна совету судей Оренбургской области. Выводы и предложения комиссии носят рекомендательный характер и выносятся на рассмотрение совета судей Оренбургской области в форме заключений, проектов решений совета по рассматриваемым вопросам. 

2. Организация работы комиссии

2.1. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже 4 раз в год. Заседание является правомочным при участии в нем не менее половины членов комиссии.

2.2. Заседания комиссии являются открытыми. Заседания комиссии могут быть закрытыми по решению членов комиссии, принятому большинством голосов от числа присутствующих.

В заседании комиссии могут также участвовать члены совета судей Оренбургской области, не входящие в состав комиссии, с правом совещательного голоса.

2.3. Председатель комиссии:

  • руководит работой комиссии, назначает заседания и организует подготовку материалов к рассмотрению;
  • дает поручения членам комиссии;
  • запрашивает и получает необходимую информацию и материалы по вопросам своей деятельности;
  • контролирует выполнение планов комиссии.

2.4. Заседания комиссии проводит председатель или заместитель председателя, а в случае отсутствия - один из членов комиссии. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство участвующих в заседании членов комиссии. При равенстве голосов «за» и «против» преимущество имеет голос председательствующего на заседании.

2.5. Подготовку материалов для рассмотрения на заседаниях комиссии осуществляет секретарь совета судей Оренбургской области.

2.6. Члены комиссии имеют право:

  • решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым комиссией;
  • свободного доступа ко всем материалам комиссии;
  • внесения предложения по вопросам деятельности комиссии. В случае возникновения разногласий член комиссии вправе вынести спорный вопрос на обсуждение совета судей Оренбургской области.

Член комиссии обязан посещать ее заседания и выполнять возложенные на него поручения. 

3. Полномочия и порядок работы комиссии

3.1. Заявление о защите чести, достоинства и деловой репутации подается на имя председателя комиссии. В заявлении должно быть указано, в чем заключается нарушение, какие сведения нарушают права судьи и где они распространены. Если порочащие судью сведения изложены в печатных средствах массовой информации, иных письменных материалах, то к заявлению необходимо приложить эти документы либо их ксерокопию с указанием, где находится подлинник.

3.2. Комиссия в целях выполнения возложенных на нее задач:

  • изучает, анализирует данные о нарушениях прав судей при отправлении правосудия и разрешении иных конфликтных ситуаций;
  • направляет при необходимости свои предложения по предотвращению и предупреждению конфликтных ситуаций, возникающих в связи с нарушением прав судей, в федеральные органы государственной власти, органы власти Оренбургской области и муниципальных образований, правоохранительные органы, Большое Жюри Союза журналистов России и др.;
  • взаимодействует с органами государственной власти, общественными объединениями, средствами массовой информации по вопросам практического разрешения названных конфликтных ситуаций.

3.3. По поступившему заявлению комиссия:

  • проверяет полученный материал и рассматривает вопросы о том, имело ли место распространение порочащих сведений, являются ли эти сведения не соответствующими действительности, относится ли данный спор к категории дел о защите чести, достоинства и деловой репутации (статья 152 Гражданского кодекса Российской Федерации) либо о защите других нематериальных благ (статья 150 Гражданского кодекса Российской Федерации);
  • в целях защиты чести и достоинства судей комиссия вправе обратиться в совет судей Оренбургской области с предложением об урегулировании конфликта следующими способами:
  • обращение к редакции средства массовой информации, распространившего порочащие судью сведения с требованием опровержения несоответствующих действительности сведений в порядке статьи 43 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»;
  • выступление с репликой (комментарием) в том же средстве массовой информации, которое распространило сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию судьи в порядке статьи 46 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»;
  • обращение в Большое Жюри Союза журналистов России, рассматривающего конфликтные ситуации нравственно-этического характера, возникающие в журналистском сообществе в связи с исполнением журналистами своих профессиональных обязанностей;
  • обращение в Федеральную службу судебных приставов, дознаватели которой полномочны в силу статьи 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации проводить дознание по таким составам преступления, как «воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования» (часть 1 статьи 294 Уголовного кодекса Российской Федерации) и «неуважение к суду» (статья 297 Уголовного кодекса Российской Федерации), в случаях, когда в действиях лица, нарушившего права судьи, усматривается наличие таких составов преступлений;
  • обращение в органы прокуратуры для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по статьям 129, 130, 298 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3.4. В случаях, когда иные способы реагирования исчерпаны или не представляются возможными, комиссия:

  • дает заключение о возможности или отсутствии необходимости обращения в суд;
  • предлагает судье защитить свои интересы самостоятельно в случае, если сведения, порочащие судью, не имеют отношения к профессиональной деятельности;
  • направляет материал по проверке с положительным заключением в управление Судебного департамента для оформления искового заявления в суд в соответствии с требованиями статьи 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о защите чести, достоинства и деловой репутации судьи по правилам статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации.

3.5. Данный порядок содействия судьям в защите чести, достоинства и деловой репутации носит рекомендательный характер. Судья также вправе защищать свои права самостоятельно путем обращения в суд или органы прокуратуры в гражданско-процессуальном или уголовно-процессуальном порядке.